Дизайн интерьера в современной России. Развитие русского стиля
– Какой дизайн вам больше нравится?
– Хороший! (Самый популярный ответ из опросов).
Русский дизайн интерьера, пребывая за советским «железным занавесом», на столетие выпал из общего мирового потока.
У каждой страны свой путь и уровень развития. И художественное мастерство тоже проходит периоды становления: младенчество, детство, юность и взросление.
Европа и Америка на протяжении долгих лет планомерно и поступательно формировали дизайнерское искусство. Русскому дизайну же чуть более двадцати лет. Невозможно перейти из детства сразу в зрелость – похоже, что сейчас в России эта профессия находится на стадии восторженной юности.
У россиян только недавно появилась возможность путешествовать за рубеж, получать информацию через интернет и западные «глянцевые журналы». От всего этого потенциала у наших дизайнеров даже закружилась голова: сколько свободы, новых современных материалов, бытовой техники, декора!
Сегодня портфолио отечественных дизайнеров уже почти не отличить от работ зарубежных коллег.
Но если сравнивать общий уровень мастерства, то европейцы явно выигрывают. Когда видишь на фото западные интерьеры, то ощущаешь, что там живут люди с семейными традициями, увлечениями и собственным образом жизни. Иногда бросается в глаза, как много совершенно ненужных, непрактичных вещей. Но они тоже важны – это личное пространство семьи.
Наш дизайн зачастую имеет подражательный характер, а поэтому выглядит нежилым, каким-то «причесанным», подогнанным под определенный стандарт. Как шоурум мебельного магазина – декоративная, безликая, нарочито искусственная обстановка.
И даже если дизайнер проявит креатив, то российский заказчик все равно будет настаивать на собственных представлениях о красоте. Например, требуя создать римское палаццо в «хрущевке» с низкими потолками. Такому трудно объяснить, что хороший интерьер должен обязательно гармонировать с архитектурой и окружающей средой.
Типичные ошибки российских заказчиков:
- Не любят эксперименты и тяжело расстаются с традиционными убеждениями.
- Отрицательно относятся к темным цветам, считая, что в помещении станет мрачно и неуютно.
- Предпочитают заклеивать все стены обоями, в то время как в Европе обои часто сочетают с покраской стен.
- Не хотят расстаться с громоздкой обстановкой в пользу шкафов-купе и встроенной мебели.
- Вешают одинокую люстру в центре потолка, дающую вокруг резкий свет, а в углах мрачные тени.
- Расставляют мебель исключительно вдоль стен, хотя есть много других функциональных вариантов.
- Стесняются выставить на обозрение предметы хобби, самодельные вещи, старинные «бабушкины безделушки», чтобы внести в интерьер индивидуальность.
Сравнительный анализ российского и западного дизайна
Но основе рассказов наших соотечественников, какое-то время работавших в Европе и США, сравним русский дизайн с американским и итальянским.
США
В Штатах профессия возникла позже, чем в Европе, в двадцатом веке, зато быстро получила широкое распространение. Сейчас там существует много известных компаний, чьи работы являются эталоном в оформлении интерьеров. Например, бренд класса люкс Restoration Hardware, производящий аутентичную мебель ручной работы.
Американские клиенты привыкли доверять дизайнеру – дипломированному специалисту, имеющему государственную лицензию. Они убеждены в том, что он знает, что делает. Это как если мы идем к хирургу. Мы не учим, как нужно лечить. Мы доверяем.
В России же люди не всегда уверены в профессиональных качествах дизайнера. Многие думают, что сами сделают не хуже. Заказав проект, клиент будет принимать в нем активное участие, спорить и возражать, что-то менять, искать мебель по своим представлениям, заменять материалы на более дешевые.
Поэтому российский дизайнер ездит с заказчиком по магазинам, показывает образцы, скрупулезно делает несколько вариантов реалистичных визуализаций. Чтобы клиент убедился – в итоге «получится красиво».
В то время, как американский дизайнер просто показывает картинку в альбоме:
– Будет вот так!».
А заказчик отвечает:
– ОК!
Проект американского и российского дизайнера тоже сильно отличается. В России в состав входит множество чертежей: сантехника, электрика, вентиляция, монтаж и демонтаж перегородок, другие планы и разрезы.
В США у дизайнеров даже прав нет на изготовление таких чертежей. Проектировать коммуникации там разрешено только лицензированным специалистам. Перед ремонтом проект проверяет технадзор, в том числе смотрят и наличие разрешений.
Американский дизайнер – это художник-декоратор. Он подбирает цвета, мебель, светильники. На управление строительством и разработку проектной документации обязательно требуется лицензия архитектора. Клиент не имеет права даже на самостоятельный перенос розетки – его оштрафуют.
Ремонтом в Штатах занимаются только лицензированные рабочие. Их труд оплачивается очень высоко (в среднем двадцать пять долларов в час). Строительные работы стоят не меньше, чем мебель плюс отделочные материалы. Зато в случае ошибки за все отвечает строительная компания, она же несет расходы по исправлению недостатков. Чертежи протоколируют и заносят в квартирный паспорт. Покупатель всегда имеет возможность посмотреть, где находятся коммуникации, пролегают трубы и провода.
У нас же чаще всего для ремонта нанимаются неквалифицированные рабочие из бывших советских республик. Качество ремонта полностью зависит от их компетенции, а ответственность ложится на плечи дизайнера.
Американцы предпочитают выбирать дизайн интерьера по фотографиям, поскольку часто путаются в тонкостях стилей. Они любят простую и комфортную обстановку, без лепнины и вензелей. Даже состоятельные знаменитости на Беверли-Хиллз обустраивают свои жилища так, чтобы на первый взгляд выглядели просто.
Отличия российских и американских интерьеров:
- В американских отсутствуют двери и перегородки между прихожей и гостиной, кухней и столовой.
- Отделка стен не содержит декоративных орнаментов, чаще всего она просто окрашена. Обои американцы используют очень редко.
- Большая часть мебели располагается по центру, вдоль стен ставят только деревянные тумбочки.
- Освещение в американской квартире всегда зонированное. Света много – бра, настольные и напольные торшеры, разные комбинации подсветок. В России же часто используется одна большая люстра в центре потолка.
- Шторы из натуральных тканей, однотонные или имеющие мелкий геометрический рисунок. Американский стиль не предполагает никаких ламбрекенов или рюшей – только прямые, с простым незатейливым кроем.
Италия
В Европе профессия дизайнера развивался несколько столетий, за это время там сложились свои традиции, образовались семейные династии. Всему миру известны такие мебельные бренды, как Кartell, Molteni & C, Moroso. Итальянцы заслуженно славятся прекрасным стилем и хорошим вкусом.
Русский дизайн проскочил период становления буквально за пару десятков лет – у нас еще все впереди.
По качеству исполнения проекта мы уже практически не уступаем зарубежному. Но вот этикет, правила общения дизайнера с клиентами в России сформировались не до конца.
В Италии принято дизайнера приглашать, у нас же его нанимают. Мы относим эту профессию к сфере услуг. Клиент часто пренебрежительно уверен, что специалист обязан выполнять исключительно его идеи. Он платит деньги и требует чего-то фантастического. Грамотный, лаконичный интерьер такого заказчика не интересует.
Нанятый работник априори перестает быть творцом, перестает быть свободным художником. В этом самая большая проблема российского дизайна.
Образование европейских и русских дизайнеров сейчас тоже практически на одном уровне. Вся информация о профессии есть в интернете, в свободном доступе.
Европейские дизайнеры, правда, отмечают, что русские намного лучше рисуют руками. У нас качественнее ручная графика – в московских и питерских вузах мощная академическая школа.
Кроме того, визуализация у российских дизайнеров интерьера значительно более высокого уровня, чем у европейских. Наши работают в последних версиях графических программ, быстро их осваивая и делают картинки отличного качества. В то время как европейцы чаще всего трудятся в старых лицензионных вариациях.
С одной стороны, хорошо, что у нас презентация работ на высоте. С другой – многие непрофессионалы хорошо освоили 3d-Max и решили стать дизайнерами. В итоге клиент получает красивую картинку, но плохой безвкусный дизайн.
Европейцы, в силу правовых норм, не могут случайно попасть в профессию дизайнера. Имея меньше технических возможностей качественно подать идею клиенту, они вынуждены создавать стильный дизайн. Иначе обойдут конкуренты. В итоге клиент приобретает хороший дизайн, а не красивую картинку.
Чем отличаются российские и европейские заказчики? В Италии дизайн интерьера – дорогое удовольствие. За ним обращаются люди с достатком. Чаще всего заказывают дизайн офисов или выставочных стендов.
В России людям хочется украсить совершенно разные помещения: от магазина или коттеджа – до «хрущевки». При этом зачастую они ограничены в бюджете. В Италии же в случае небольшого бюджета заказывают просто планировку, а далее все делают сами.
В Европе, как и в Америке, очень популярен бренд Икея, который производит качественную мебель для семей с небольшими доходами. У многих в квартирах стоит одинаковая мебель от этого производителя. В России же к Икее почему-то сложился пренебрежительный подход.
Русские клиенты любят классические или даже дворцовые интерьеры. Есть много дизайнеров, занимающихся только классикой и у них всегда много заказчиков. Феномен России и Арабских Эмиратов – тяга к роскоши и дворцам, возможно, связан с нашим историческим прошлым. В Европе в дворцах расположены музеи, галереи искусств, памятники архитектуры. Свои квартиры европейцы колоннами и золотом не украшают, предпочитая что-то более сдержанное и современное.
Европейцы очень бережно относятся к национальной культуре и семейным традициям. Каждый немец или француз считает свою кухню самой лучшей в мире. В любой семье очень ценится наследство «от бабушек»: вязаные ковры, расписные сундучки, старинные сосуды. Европейцы ни в коем случае не думают, что такие вещи портят интерьер. Наоборот, это круто.
А вот в России, как, впрочем, и в Америке, старинные картины, вазы или плетеная мебель годами пылятся на чердаке. У нас считается приличным украшать жилье только новыми купленными предметами.
То же самое и с искусством. Русские считают, что украшать свое жилье нужно исключительно предметами уровня музейных экспонатов. В Европе же на стенах можно встретить и красиво оформленный детский рисунок, и интересную вазочку с рынка, и подержанную статуэтку с аукциона. Мало того, многие дизайнеры начинают делать проект именно с такого необычного предмета или картины. Берут форму, цветовую гамму и на этой основе строят весь интерьер.
Западные интерьеры отличаются от российских многослойностью. Европейцы смело применяют эклектику: не боятся сочетать стили, смешивают отделочные материалы и текстиль различных фактур. Наши часто выбирают один стиль и предпочитаю не путать его с другими.
Россия
У России свой путь развития и талантливый, обладающий хорошим вкусом народ. Уже сейчас русские дизайнеры создают достойные интерьеры, удобные для жилья, а не для показухи. В чем-то не похожие на европейские. Но это скорее плюс…
Почему до сих пор европейские стили: лофт, скандинавский, прованс– для нас образцы для подражания, эталоны красоты? Почему мы коленопреклоненно смотрим на западное творчество и наплевательски относимся к собственной культуре?
Исторические корни уводят нас к истокам:
старинным теремам;
дворянским усадьбам девятнадцатого века;
русскому авангарду;
кандинскому;
станциям метро тридцатых годов;
сталинским высоткам.
Да много всего. Есть что вспомнить, на что ориентироваться, от чего оттолкнуться.
На Русь и раньше большое влияние оказывала культура соседей: Византии, Римской империи, Древней Греции, Азии. При этом наш народ всегда творчески подходил к процессу: брал то, что соответствовало его эстетике, переосмысливал и вносил свое, исконное. Из этого и возникла вековая российская культура.
Какой он сегодня, русский интерьер?
Поклонники современного русского стиля сопоставляют его с кантри, в который добавлены традиционные народные элементы: русская печь-лежанка, мебель из массива дерева, кружева, аутентичная посуда и утварь, музыкальные инструменты прошлых веков.
Стены отделывают деревом. Иногда красят однотонным цветом или используют обои с дамасским узором.
Напольные покрытия выполняют только из дерева или материала, его имитирующего.
Внутренняя отделка зависит от временного отрезка, из которого берут декоративные детали.
В качестве декора используют:
- древние иконы;
- ковры с узорами;
- металлические подсвечники;
- керосиновые лампы;
- сундуки с росписями из дерева;
- кухонные открытые полки, где хранят керамическую посуду;
- самовары;
Вывод
Нужно много работать над созданием современного самобытного русского интерьера, а не слепо копировать чужой.
Полезная ссылка к тексту https://www.furnishhome.ru/article-4450-russkiy-stil-arkhitektura-interer-i-drugie-osobennosti-etogo-napravleniya.html
ПРимеры наших проектов можно посмотреть по ссылке https://tinterio.ru/projects/